ОНЛАЙНОВЫЕ ОФИСНЫЕ ПАКЕТЫ
Google Docsdocs.google.com
Наиболее известным сервисом в сфере онлайновых офисных приложений, пожалуй, является проект Google Docs. В состав пакета включен текстовый редактор, электронные таблицы и редактор презентаций. Приложения Google Docs приобретались компанией у сторонних разработчиков, что не самым благоприятным образом сказалось на возможностях их взаимодействия. В единую систему приложения связаны только общей организацией хранения и публикации файлов, а также настройкой совместной работы пользователей.
Стартовая страница аккаунта Google Docs содержит полный список документов, сохраненных в вашем онлайновом архиве. Для сортировки и описания файлов применяется привычная по другим продуктам Google технология назначения тэгов. Копию любого документа из онлайнового архива можно скачать на свой локальный компьютер. Здесь же сосредоточены инструменты публикации и контроля доступа других пользователей к вашим файлам.
Интерфейсы всех приложений пакета выполнены на AJAX, не требуют установки в браузере каких-либо дополнительных плагинов и отличаются комфортной скоростью работы. Важная для нас особенность онлайнового «офиса» Google – полная русификация интерфейса и собственный модуль проверки русской орфографии
Возможности форматирования в текстовом редакторе Google Docs стандартны: выбор начертания, цвета и размера шрифта, изменение фона страницы, работа с таблицами, цитатами, списками, сносками и гиперссылками. В документы можно вставлять картинки. Для этого понадобится предварительно загрузить в архив нужные файлы. Поддерживаются форматы JPG, PNG и GIF. Для генерации оглавления и указателей применяются закладки. К сожалению, для работы с крупными документами такой упрощенный вариант подходит не самым лучшим образом.
Редактор электронных таблиц Google Spreadsheets умеет импортировать таблицы в форматах CSV и XLS. Доступ к различным формулам организован через контекстное меню. Интересно, что формулы набираются прямо в ячейках таблицы, что может быть неудобно пользователям, привыкшим к Excel. Кроме стандартных вычислений здесь есть такой любопытный пункт, как поиск значения в интернете. На основе данных из таблиц можно построить диаграммы и графики. Сохранить таблицу можно в форматах XLS, CSV, ODT, PDF и TXT.
Приложение Google Presentations способно импортировать файлы Microsoft PowerPoint, причем как с локального компьютера, так и из интернета. Предлагаются только базовые инструменты редактирования слайдов, так что о сложной верстке и визуальных эффектах лучше сразу забыть. Есть небольшая подборка шаблонов оформления презентаций. Готовую презентацию можно опубликовать на сервере и сгенерировать для нее код виджета, который можно разместить на своем сайте. При онлайновом просмотре доступен простой встроенный чат, с помощью которого удобно обсуждать презентации. Сохранения в форматах «настольных» приложений не предусмотрено. Один из неприятных минусов Google Presentations – сильное автоматическое сжатие изображений, даже изначально качественные картинки после этого приобретают неряшливый вид.
Во всех приложениях Google Docs поддерживается совместная работа над одним документом. Для приглашения пользователей используется адресная книга вашего аккаунта Google. Для своей работы можно создать RSS-канал. В этом случае подписчики будут оперативно получать уведомления об изменениях, внесенных в документ.
К сожалению, отдельные приложения пакета не умеют полноценно обмениваться данными. Например, нельзя внедрять данные из электронных таблиц в текстовые документы. В то же время работает интеграция с аккаунтом Gmail – если в письме есть приложения в офисных форматах, их можно сразу открыть в Google Docs.
Завершая рассказ о Google Docs, стоит также вспомнить полезный для офисного применения органайзер Google Calendar, а также записную книжку Google Notebook, с помощью которой удобно сохранять небольшие фрагменты текста или другой контент с просматриваемых веб-страниц.
Zoho Online Office
zoho.com
Это настоящий рекордсмен по количеству предлагаемых приложений – их там целых 19 штук, не считая скачиваемых дополнений к настольным приложениям. Некоторые бизнес-приложения платные, однако у всех есть бесплатные полнофункциональные версии с разумным для «частников» ограничением на количество пользователей. Скорость работы сервиса хорошая даже при не самом лучшем интернет-канале. Это, например, может быть важно для путешественников, использующих «чужие» беспроводные сети различного качества.
Как и в Google Docs, инструменты управления аккаунтом и архивом документов вынесены на стартовую страницу Zoho Personal. Это своеобразный «рабочий стол» пакета, по своему стилю немного напоминающий сервис iGoogle. Здесь можно разместить блоки со списками документов, календарь, планировщик и другие полезные вещи. Интерфейс Zoho Office Online русифицирован. Надо заметить, что в последнее время была проведена неплохая работа по редактированию, и сейчас качество перевода Zoho вполне достойное.
Текстовый редактор Zoho Writer предлагает хороший набор средств форматирования текста. В частности, к документам можно добавлять слои, на которых можно размещать такие объекты, как изображения или таблицы. Это позволяет верстать более сложные по сравнению с конкурирующими онлайновыми «офисами» документы. Поддерживается создание шаблонов. Отметим наличие привычных настроек страницы, используемых при печати документов. К сожалению, в Zoho Writer нет встроенного модуля проверки русской орфографии.
Довольно удобно решен вопрос редактирования нескольких документов – они открываются в отдельных закладках на панели инструментов. Еще одна полезная находка в структуре интерфейса – боковая панель, на которой можно просмотреть список недавних документов и данные о совместной работе: список файлов других пользователей, к которым у вас есть доступ, список людей, которым вы открыли доступ к своим документам, и другую информацию. К документам Zoho можно добавить цифровую подпись DigiSign, готовый документ опубликовать на сервере Zoho, а для онлайнового обсуждения опубликованных и рабочих документов удобно использовать встроенное приложение Zoho Chat.
В редакторе электронных таблиц Zoho Sheet к нашим услугам пара сотен математических функций, возможности создания симпатичных графиков и диаграмм, а также записи макросов. Как и в случае с текстами, доступен режим совместной работы, публикация таблиц на сервере и сортировка документов с помощью тэгов. Поддерживается импорт таблиц в форматах Excel и OpenOffice Calc.
Весьма неплохо получился у Zoho редактор презентаций Show. Работа в нем похожа на работу с настольными редакторами. Поддерживается верстка достаточно сложных слайдов, внедрение векторной графики и флэш-анимации.
Замечательное качество Zoho Office – реально работающая интеграция приложений. Данные из электронных таблиц, например, можно спокойно внедрить в документ Zoho Writer. Картину дополняют хорошие опции экспорта созданных в Zoho документов в форматы MS Office, OpenOffice, а также PDF и старый добрый HTML.
С обязательной программой у Zoho все в порядке. Теперь перейдем к десерту – дополнительным приложениям. Некоторые из них до сих пор являются уникальными в сфере онлайновых «офисов».
Для работы с базами данных предназначены продукты Zoho Creator и DB&Reports. Creator предназначен для простого и быстрого создания баз данных и веб-интерфейсов к ним. Один из плюсов Creator – его визуальный интерфейс и экстремальная простота освоения. Предлагается хороший выбор шаблонов, на основе которых можно буквально за десяток-другой минут создать собственную базу данных и веб-интерфейс к ней. Есть и «ручной» режим, в котором мы тоже не увидим таблиц и запросов. Пользователь практически всю работу выполняет с помощью всего двух элементов: Form для ввода данных и View для их вывода на веб-страницу. Только не подумайте, что Zoho Creator – это продукт для домохозяек. Дальнейший тонкий тюнинг приложения ведется с помощью инструментов, скомпонованных на боковых вкладках редактора. Для обработки сложных действий можно написать собственные скрипты. Но даже здесь проявляется дружественность редактора – добавление элементов в основном сводится к простому перетаскиванию компонентов с боковой панели на рабочее поле Creator. Готовое приложение можно опубликовать на сервере Zoho или, что гораздо интересней, внедрить на собственную веб-страницу. Отличный вариант для веб-мастеров, которые хотят поработать с базами данных, но не желают ради несложного приложения углубляться в дебри разработки и разыскивать хостинг с поддержкой соответствующих технологий. Для взрослой работы с базами Creator можно воспользоваться API, который поддерживает популярные языки Perl, PHP и JSP.
Среди других компонентов Zoho Office назовем планировщик Zoho Planner, очень симпатичную записную книжку Zoho Notebook, выполненную в стиле MS OneNote, а также ориентированные на деловое применение продукты Zoho Projects и Zoho CRM. Даже краткий рассказ о них и оставшемся за бортом десятке приложений занял бы весь объем нашего обзора, поэтому предлагаем при желании самостоятельно опробовать их в деле, благо регистрация аккаунта Zoho бесплатна. Денег попросят только для подключения дополнительных пользователей к группам в бизнес-приложениях.
При желании можно загрузить и установить плагины Zoho для браузеров Internet Explorer и Firefox, дополнения для MS Office. Есть также решения для платформ Windows Mobile и iPhone.
ThinkFree Online
thinkfree.com
Еще один крупный онлайновый офисный пакет предлагают разработчики сервиса ThinkFree Online. Регистрация аккаунта бесплатна, однако в интерфейс интегрируется контекстная реклама, генерирующаяся на основе анализа содержимого ваших документов. Предлагается также «настольный» пакет ThinkFree Office, а также серверная версия, позволяющая развернуть онлайновый офисный пакет в собственной сети.
В состав ThinkFree Online включен текстовый редактор Write, электронные таблицы Calc и редактор презентаций Show. Интерфейс этих редакторов максимально приближен к «настольным» аналогам, однако для работы с ними на компьютере обязательно должен быть установлен пакет Java Runtime Environment. Непременным условием также является быстрый интернет-канал. Кроме того, ThinkFree отличается изрядной задумчивостью в реакции на действия пользователя, что иногда здорово нервирует.
Ulteo
www.ulteo.com
Интересный с технической точки зрения вариант создания онлайнового офисного пакета выбрали разработчики этого проекта. Они просто перенесли в онлайн с помощью технологии Java самую свежую на сегодня, третью версию известного пакета OpenOffice.org. Это решение сейчас входит в состав онлайновой ОС Ulteo Online Desktop. В онлайне работают три компонента этого пакета: текстовый редактор Write, электронные таблицы Calc и редактор презентаций Impress. Интерфейс приложений полностью соответствует обычному OpenOffice.org. Работает все это на Java, поэтому стоит озаботиться установкой максимально свежей версии официальной Java-машины от Sun – это особо оговаривается разработчиками Ulteo. Что касается практического использования Ulteo, то здесь ситуация весьма грустная. Постоянные тормоза, проблемы с кириллицей и периодические глюки никак не позволяют рекомендовать пакет для повседневной работы.
ОНЛАЙНОВЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ К ОФИСАМ
Office Live Workspaceworkspace.officelive.com
Полные онлайновые аналоги офисных пакетов – не единственный способ организации работы в онлайне. Некоторые проекты стремятся добавить дополнительную функциональность к привычным приложениям. Показательным примером такого подхода является сервис Office Live Workspace от Microsoft. Как несложно догадаться, он призван дополнить популярнейший пакет MS Office. Предлагается два варианта сервиса: ориентированный на «домашнее» применение Office Live Workspace и Office Live Small Business, предназначенный для небольших организаций. Оба сервиса бесплатны, правда, в бизнес-версии возможна подписка на дополнительные платные сервисы.
В отличие от продуктов Zoho и Google, Office Live не предоставляет полноценных онлайн-редакторов. По сути своей, данный сервис предлагает только средства онлайнового хранения и синхронизации офисных документов. Зарегистрировав аккаунт, мы получаем в пользование архив объемом 500 Мб. Допускается загрузка файлов в форматах MS Office, а также PDF и изображений в форматах JPG и PNG. Установлено ограничение на максимальный размер файла – 25 Мб. Предлагается и собственный менеджер загрузок Multiply Upload, с помощью которого можно закачивать в архив сразу несколько файлов. Работает данный инструмент только в браузере Internet Explorer.
Для сортировки файлов Office Live использует виртуальные папки, которые здесь называются «Рабочими пространствами» (Workspaces). По сути, это аналоги локальных каталогов, содержащих набор файлов, необходимых для того или иного проекта. Интерфейс каждого «рабочего пространства» состоит из списка загруженных на сервер файлов и панелей инструментов, назначение которых в основном сводится к загрузке файлов в онлайновое хранилище, а также организации доступа к ним других пользователей.
Office Live демонстрирует интересный подход к наполнению галереи шаблонов, призванных ускорить работу над документами. Нам предлагают не просто набор картинок или стилей оформления, а заготовки «Рабочих столов» для решения различных тематических задач: создания рефератов, выступлений, организации различных мероприятий и даже поиска работы. Такой шаблон содержит набор заготовок документов проекта, которые остается просто заполнить собственным текстом и данными. Это действительно помогает организовать работу над проектом, особенно в случае типовых задач.
Собственно правка документов ведется в обычных «настольных» приложениях MS Office. При вызове документ загружается на локальный компьютер и открывается в соответствующем редакторе. После окончания правки файл снова загружается на сервер. За эту часть работы отвечает приложение Office Live Add-In, совместимое со всеми версиями пакета начиная с Office 97 и заканчивая наиболее свежим Office 2007. В меню сохранения файлов приложений «Офиса» появляется два новых пункта: открытие документов из Office Live Workspace и сохранение файлов в онлайновый архив. В Office 2007 эти опции добавляются непосредственно в стандартные меню открытия и сохранения документов.
Любопытная возможность Office Live – трансляция видео, воспроизводимого на Рабочем столе Windows вашего компьютера – это может быть удобным при проведении удаленных презентаций. Для того чтобы данная опция заработала, понадобится установить плагин Shared View.
Есть в Office Live Workspace и несколько простеньких редакторов, с помощью которых можно создавать небольшие текстовые заметки, а также вести онлайновый календарь. Так что отсутствие полноценных онлайновых редакторов это, скорее, политическое решение, чем ограничение технологии. Возможно, когда-нибудь мы увидим и более функциональные онлайновые «офисы» от Microsoft.
OpenOffice.org
Не обделен онлайновыми дополнениями и OpenOffice.org. И такие дополнения куда удобней в повседневной работе, чем упомянутый выше проект Ulteo. Это, как правило, простые расширения, которые позволяют создать онлайновые архивы документов и работать с ними в стандартных редакторах офисного пакета. Весьма интересен плагин от Box.net. Зарегистрировав аккаунт, мы получаем гигабайтный архив для документов с возможностью сетевой публикации своих работ. После установки плагина в меню OpenOffice появляется новая панель инструментов, с помощью которой можно обращаться к файлам в онлайновом архиве.
Плагин OpenOffice.org2GoogleDocs позволяет организовать работу OpenOffice с онлайновым архивом вашего аккаунта Google Docs. Панель инструментов этого дополнения содержит всего две кнопки, отвечающие за сохранение файлов в онлайновом архиве и открытие документов в редакторе OpenOffice. Аналогичные функции предлагает плагин OoGdocsIntegrator. Его особенность заключается в умении работать как с аккаунтами Google Docs, так и Zoho Office Online.
Можно констатировать, что современные онлайновые «офисы» благополучно выросли из коротких штанишек и вполне пригодны для повседневной работы. Конечно, до функциональности лучших локальных пакетов они пока не дотягивают, однако в подавляющем большинстве случаев предлагаемых опций достаточно. Кроме того, у них есть и собственные козыри. Традиционное преимущество онлайновых решений – доступность в любой точке мира, где есть интернет. Поскольку все нужные приложения и документы находятся на сервере, мы каждый раз попадаем в привычное, настроенное по собственному вкусу рабочее пространство. Еще один важный плюс онлайновых «офисов» – расширенные по сравнению с обычными пакетами возможности совместной работы нескольких пользователей над одним документом и публикации документа в онлайне. Наконец, нет необходимости самостоятельно следить за обновлением программ или дополнений – этим занимается служба поддержки сервиса. Не будем забывать и о бесплатности подавляющего большинства предлагаемых онлайновых «офисов».
Из «полноформатных» онлайновых офисных пакетов интересней всего сейчас выглядит Zoho Office. Для полной и безоговорочной победы в нашем обзоре ему не хватает главным образом встроенной проверки русской орфографии. Зато это можно найти в Google Docs. Если вы активно пользуетесь сервисами Google и не будете редактировать сложные документы, данный пакет станет неплохим выбором. Остальные претенденты явно не дотягивают по возможностям и удобству работы.
Если же говорить о дополнениях для локальных офисных пакетов, то оптимальным выбором для Microsoft Office является сервис Office Live Workspace. У него, конечно, свои недостатки, однако работает он стабильно и действительно помогает в работе. В случае с OpenOffice картина не так однозначна, поэтому пользователям данного пакета можно порекомендовать попробовать несколько решений и потом выбрать.
Минусы таких плагинов – привязка к «настольному» приложению, отсутствие опций совместной работы пользователей, а также необходимость каждый раз скачивать документы целиком, даже если вам надо поправить в них буквально одну-две буквы. Если вы платите за трафик или работаете на медленном канале, это может быть весьма неудобно.
Алексей Кутовенко
Опубликовано: Upgrade Special
Комментариев нет:
Отправить комментарий