пятница, 18 марта 2016 г.

Мобильные киловатты обходятся дорого

 

Алексей КУТОВЕНКО

Бытовые аккумуляторы большой емкости пока что слишком дороги.

Новые игроки выходят на формирующийся рынок бытовых аккумуляторов большой емкости, открывшийся благодаря выпуску батареи Tesla Powerfall.

Пионером на рынке стала компания Tesla, в 2015 году начавшая продажи батарей Powerfall емкостью 7—10 кВт•ч. Данная батарея предназначена как для непосредственного использования, так и для работы в составе комплексов на основе солнечных панелей-генераторов.

Вслед за Tesla сообщения о планах выпуска бытовых аккумуляторов стали приходить и от других производителей, в том числе от крупных представителей автопрома. Это вполне объяснимо, поскольку такие батареи являются важным компонентом электромобилей, а значит, имеющиеся наработки можно использовать и для выхода на потенциально перспективный рынок. Уже предлагается система от Mercedes, позволяющая объединять отдельные аккумуляторы по 2,5 кВт•ч в батареи емкостью 20 кВт•ч. О планах выпуска аккумуляторов сообщила и компания BMW.

Аналог Tesla Powerfall создан в России, о чем уже объявила фирма «Экомоторс». Как и «первенец» на рынке, новая батарея является частью комплекса, в который могут входить генераторы, работающие на солнечной или ветряной энергии. Для бизнес-клиентов это означает возможность организации автономного электроснабжения офисов, небольших мастерских, мобильных торговых точек и точек общественного питания. Согласно заявлению разработчиков, ресурс батареи при ежедневной эксплуатации — не менее десяти лет, емкость аккумулятора — 7,7 кВт•ч. Возможно объединение нескольких аккумуляторов в одну батарею повышенной емкости. В отличие от западных конкурентов, российская разработка управляется с помощью любого устройства на платформе Android, что позволяет облегчить ее интеграцию в системы умного дома. Серийный выпуск запланирован на 2016 год.

Несмотря на явный интерес к бытовым аккумуляторам со стороны производителей, до сих пор остается под вопросом экономическая эффективность применения таких продуктов. Батареи довольно дороги: даже на стадии предварительных заказов цена Powerfall находилась в пределах 3000—3500 долларов за штуку, а ведь для построения полноценной системы, помимо аккумулятора, потребуется приобрести и установить солнечные панели и другое оборудование.

В Tesla Powerfall используется литий, запасы и объем добычи которого ограниченны, поэтому возникают сомнения в возможности быстрой организации крупномасштабного производства подобных источников питания. Кроме того, аккумуляторы, в которых содержится литий, со временем утрачивают свои свойства (в среднем около 6 % емкости в год). Неизбежно снижается общий КПД системы с несколькими элементами и преобразователями, что также уменьшает емкость аккумулятора, реально доступную потребителю. Расходов потребует утилизация отработавшей свое батареи. Добавим, что окупаемость бытового аккумулятора во многом зависит от уровня цен на электроэнергию, которые могут существенно меняться.

Несколько групп энтузиастов из разных стран уже подсчитали, что при текущих тарифах за пятнадцать лет (срок службы Powerfall) батарея, вероятнее всего, не окупится вовсе. В результате для частного пользователя, для которого не так важны мобильность и энергонезависимость, приобретение такой системы является скорее имиджевым ходом, нежели способом реально сократить расходы. Тем не менее волна интереса, в частности в Европе, к альтернативным источникам энергии неизбежно спровоцирует рост и развитие рынка аккумуляторов.

Опубликовано: “Белорусы и рынок” № 9 (1191) 12 - 18 марта 2016 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поехали, робот!

  Алексей КУТОВЕНКО Распространения роботизированного транспорта можно ожидать уже в самое ближайшее время. Впрочем, как и любая новая тех...