суббота, 26 марта 2016 г.

Умные времена

 

Алексей КУТОВЕНКО

Общемировой выпуск умных часов впервые превысил объемы производства классических швейцарских хронометров. Такие данные по итогам IV квартала прошлого года обнародовала аналитическая компания Strategy Analytics.

С 17 по 24 марта в швейцарском Базеле проходила ежегодная выставка часов и ювелирных украшений Baselworld. Она продемонстрировала, что даже в оплоте швейцарских мастеров временных дел носимые гаджеты все больше теснят конкурентов. В глобальных масштабах, как отмечает Strategy Analytics, в 2015 году интерес к традиционным изделиям европейских часовщиков снизился на 4,8 % на фоне роста продаж смарт-часов с множеством полезных повседневных функций — от телефонных звонков до детальной расшифровки показателей здоровья пользователя.

Умные гаджеты хорошеют.

Не секрет, что дорогие часы не столько прибор, сколько аксессуар. Поэтому одновременно с усовершенствованием функционала растет и количество дизайнерских моделей смарт-часов. Их представили компания Fossil и дизайнерская студия Michael Kors. Гаджеты базируются на платформе Android Wear и функционально не отличаются от других часов на этой платформе.

Появляются и первые альянсы производителей электроники и мастеров часовых дел. В день открытия Baselworld-2016 компания Samsung совместно со швейцарской фирмой de Grisogono представила ограниченную серию смарт-часов Samsung Gear S2 by de Grisogono, инкрустированных более чем ста бриллиантами. В остальном их характеристики совпадают со стандартными моделями. Как подчеркнул американский дизайнер Майкл Корс, покупатели таких гаджетов заинтересованы в брендах, а не в параметрах процессора.

В целом рынок носимых гаджетов растет быстрее других сегментов потребительской электроники. По мнению представителей компании International Data Corp. (IDC), в 2016 году будет продано 110 млн таких гаджетов, что на 38 % больше, чем в 2015-м. К 2020-му ожидается двукратный рост рынка, причем львиную долю составят именно часы, а очки дополненной реальности, умные наушники и встроенная в одежду электроника так и останутся в меньшинстве. Впрочем, 9,8 млн представляющих меньшинство гаджетов, которые, согласно прогнозам IDC, будут отгружены в нынешнем году, тоже весьма значительный «кусок пирога».

Лидером рынка умных часов остается Apple, на долю которого приходится половина продаж (около 14 млн штук в год). Главный преследователь — Android Wear (6,1 млн), а замыкает тройку лидеров продвигаемая корпорацией Samsung оригинальная платформа Tizen (3,2 млн). Наибольшего роста в ближайшие годы аналитики IDC ожидают от Android Wear.

Рынок носимой электроники: новинок будет много.

Из другой носимой электроники наибольшей популярностью пользуются фитнес-браслеты и другие специализированные гаджеты, взаимодействующие со смартфонами. В этом сегменте свои герои. Безусловный лидер — компания Fitbit. За второе место борются Apple и Xiaomi. Китайский производитель быстро наращивает свое присутствие в разных сегментах рынка, в том числе в бюджетном.

В отличие от умных часов рынок других носимых гаджетов менее предсказуем: активно идет поиск оптимальных решений, регулярно появляются новые форм-факторы и производители. Отметим, что в 2015 году общемировой объем поставок, по оценке IDC, составил 78,1 млн таких гаджетов, а его рост по сравнению с 2014-м — 172 %.

Оценку рынку дала и компания Gartner, специалисты которой трактуют понятие «носимые гаджеты» максимально широко, включая в их число все устройства — от шлемов виртуальной реальности до Bluetooth-гарнитур. Общий объем продаж такой электроники в прошлом году оценен в 232 млн штук. В 2016-м аналитики Gartner ожидают его роста до 274,6 млн гаджетов на общую сумму 28,7 млрд долларов.

Интересно, что эксперты IDC и Gartner не считают технологическое превосходство изделий решающим фактором в конкурентной борьбе. Как ожидается, в перспективе наибольшим спросом будут пользоваться устройства, которые реализуют идею умных гаджетов лишь частично, то есть обладают расширенной функциональностью, но не позволяют запускать сторонние приложения.

Опубликовано: “Белорусы и рынок” № 11 (1193) 26 марта - 1 апреля 2016 г.

пятница, 18 марта 2016 г.

Мобильные киловатты обходятся дорого

 

Алексей КУТОВЕНКО

Бытовые аккумуляторы большой емкости пока что слишком дороги.

Новые игроки выходят на формирующийся рынок бытовых аккумуляторов большой емкости, открывшийся благодаря выпуску батареи Tesla Powerfall.

Пионером на рынке стала компания Tesla, в 2015 году начавшая продажи батарей Powerfall емкостью 7—10 кВт•ч. Данная батарея предназначена как для непосредственного использования, так и для работы в составе комплексов на основе солнечных панелей-генераторов.

Вслед за Tesla сообщения о планах выпуска бытовых аккумуляторов стали приходить и от других производителей, в том числе от крупных представителей автопрома. Это вполне объяснимо, поскольку такие батареи являются важным компонентом электромобилей, а значит, имеющиеся наработки можно использовать и для выхода на потенциально перспективный рынок. Уже предлагается система от Mercedes, позволяющая объединять отдельные аккумуляторы по 2,5 кВт•ч в батареи емкостью 20 кВт•ч. О планах выпуска аккумуляторов сообщила и компания BMW.

Аналог Tesla Powerfall создан в России, о чем уже объявила фирма «Экомоторс». Как и «первенец» на рынке, новая батарея является частью комплекса, в который могут входить генераторы, работающие на солнечной или ветряной энергии. Для бизнес-клиентов это означает возможность организации автономного электроснабжения офисов, небольших мастерских, мобильных торговых точек и точек общественного питания. Согласно заявлению разработчиков, ресурс батареи при ежедневной эксплуатации — не менее десяти лет, емкость аккумулятора — 7,7 кВт•ч. Возможно объединение нескольких аккумуляторов в одну батарею повышенной емкости. В отличие от западных конкурентов, российская разработка управляется с помощью любого устройства на платформе Android, что позволяет облегчить ее интеграцию в системы умного дома. Серийный выпуск запланирован на 2016 год.

Несмотря на явный интерес к бытовым аккумуляторам со стороны производителей, до сих пор остается под вопросом экономическая эффективность применения таких продуктов. Батареи довольно дороги: даже на стадии предварительных заказов цена Powerfall находилась в пределах 3000—3500 долларов за штуку, а ведь для построения полноценной системы, помимо аккумулятора, потребуется приобрести и установить солнечные панели и другое оборудование.

В Tesla Powerfall используется литий, запасы и объем добычи которого ограниченны, поэтому возникают сомнения в возможности быстрой организации крупномасштабного производства подобных источников питания. Кроме того, аккумуляторы, в которых содержится литий, со временем утрачивают свои свойства (в среднем около 6 % емкости в год). Неизбежно снижается общий КПД системы с несколькими элементами и преобразователями, что также уменьшает емкость аккумулятора, реально доступную потребителю. Расходов потребует утилизация отработавшей свое батареи. Добавим, что окупаемость бытового аккумулятора во многом зависит от уровня цен на электроэнергию, которые могут существенно меняться.

Несколько групп энтузиастов из разных стран уже подсчитали, что при текущих тарифах за пятнадцать лет (срок службы Powerfall) батарея, вероятнее всего, не окупится вовсе. В результате для частного пользователя, для которого не так важны мобильность и энергонезависимость, приобретение такой системы является скорее имиджевым ходом, нежели способом реально сократить расходы. Тем не менее волна интереса, в частности в Европе, к альтернативным источникам энергии неизбежно спровоцирует рост и развитие рынка аккумуляторов.

Опубликовано: “Белорусы и рынок” № 9 (1191) 12 - 18 марта 2016 г.

Дополненная реальность идет в цеха

 

Алексей КУТОВЕНКО

Если первые умные очки были развлекательным гаджетом для обычных пользователей, то Google Glass 2.0 рассчитаны на бизнес­-клиентов.

Разработчики смарт­-очков переориентировались на производственную сферу после провала первых попыток внедрения устройств дополненной реальности на потребительский рынок.

Смарт-очки представляют собой носимый гаджет, проецирующий сгенерированные компьютером изображения непосредственно в поле зрения человека. Первой такую систему предложила покупателям компания Google. Очки Google Glass вызвали определенный интерес и волну публикаций о светлом будущем нового направления, однако продажи не пошли. Негативную роль сыграли высокие цены и возникшие проблемы этического характера.

В производственных целях смарт-очки первого поколения попробовала применить компания Boeing. Сборщики, надевавшие Google Glass, допускали меньше ошибок, работа в целом ускорилась, снизилась потребность в распечатке чертежей.

Однако рассчитанное на потребительский рынок устройство оказалось годным только для экспериментов. Изначально предназначенная для Google Glass система Android 4.0 еще не была оптимизирована для носимой электроники, а последующие обновления привели к проблемам с совместимостью и стабильностью работы.

Тем не менее в Google продолжают верить в перспективы новой технологии. Компания изменила стратегию: вместо развлекательного гаджета она выводит на рынок смарт-очки Google Glass Enterprise Edition (Google Glass 2.0), рассчитанные на бизнес-клиентов. Они имеют несколько иной, компактный внешний вид. Первые партии уже переданы партнерам для тестирования и разработки прикладных приложений.

Для поддержки новинки запущена программа Glass for Work, объединяющая разработчиков приложений и партнеров Google. Даже беглое знакомство со списком участников проекта доказывает перспективы новинки.

Три из десяти сертифицированных партнеров связаны со здравоохранением. Предполагается, что новые гаджеты подтолкнут развитие дистанционной медицины. Изображение с камеры очков будет передаваться удаленным консультантам, которые смогут отправить на проектор гаджета пользователя необходимые иллюстрации и пояснения.

Такие носимые электронные устройства пригодятся сотрудникам логистических узлов, специалистам, занятым на производстве, ремонтирующим и обслуживающим сложную инфраструктуру. В ситуациях, требующих быстрого и точного распознавания множества объектов, дополненная реальность экономит время, которое в обычных условиях уходит на сравнение со схемами и другой документацией. Как следствие, работа ускоряется, а вероятность возникновения ошибок снижается.

Компания Google не оставляет надежду со временем вывести устройства дополнительной реальности и на потребительский рынок. Работы над такими очками продолжатся в рамках проекта Aura, подробности которого пока не раскрываются.

Если после выхода смарт-очков Glass первого поколения желающих посоревноваться с Google на рынке не нашлось, то, когда речь зашла о производственном секторе, конкуренты не заставили себя долго ждать. Уже в конце февраля компания Toshiba начинает продажи очков дополненной реальности Wearvue.

Продемонстрированные на выставке Wearable EXPO 2016 (Токио, 13—15 января) образцы отличаются легким весом и имеют разрешение 1280х720 пикселей. Очки работают в связке с Windows-компьютерами. Сферы применения новинки — промышленность, логистика, ремонтные работы. Кроме того, очки пригодятся в турбизнесе, для развлечений и игр.

Характеристики проецируемо­го изображения настраиваются индивидуально, поэтому гаджет могут использовать даже люди с ослабленным зрением. Представители Toshiba обещают открыть доступ к инструментам разработки прикладных программ для своего продукта, что должно привлечь внимание к нему сторонних разработчиков.

Опубликовано: “Белорусы и рынок” № 9 (1191) 12 - 18 марта 2016 г.

пятница, 4 марта 2016 г.

Гаджеты меняют форму

 

Алексей КУТОВЕНКО

Гибкая электроника, изменение формы которой – это нормальное, рабочее состояние, является сегодня одним из самых перспективных направлений.

Изогнутые экраны телевизоров и смартфонов мы уже видели. Первым таким устройством стал Samsung Galaxy Nexus, экран которого был несколько вогнут. Собственно дисплей у него был обычным, а эффект достигался за счет формы защитного стекла.

Сейчас технологии меняются. Крупные производители уже демонстрируют прототипы гибких дисплеев. Дошли они и до рынка: такими экранами оснащены смартфоны Samsung Galaxy Round и LG G.

Необходимо различать просто изогнутые и действительно гибкие дисплеи. Технология OLED, использующая однослойную подложку, позволяет производить экраны, заходящие на боковые грани гаджета. С внешней стороны такой дисплей закрывается стандартным жестким стеклом, возможность его сгибания не предусмотрена. Такое решение — дизайнерская новинка, но отнюдь не предел мечтаний.

Следующий шаг — частично гибкие, упругие устройства, способные изгибаться и возвращаться в исходное положение без вреда для своей «начинки». Для современных смартфонов, существенно прибавивших в длине и ширине, но уменьшившихся в толщине, это ценное качество, которое может спасти их от поломок в карманах и сумках.

Конечный пункт развития технологии — полностью гибкие устройства, которые можно свернуть в трубку без риска повредить. Для этого, помимо экрана, понадобится сделать гибкими и другие компоненты: батареи, микросхемы, материалы корпуса.

Гибкий дисплей требует соответствующего защитного покрытия. Пластик может стать хорошим выбором, если удастся добиться такой же прозрачности и прочности, как у стеклянных экранов.

С 2013 года известная своими покрытиями для экранов смартфонов компания Corning экспериментирует с гибкими сортами стекла, однако до промышленных образцов дело пока не дошло.

Наибольших успехов добилась корпорация LG, продемонстрировавшая на январской выставке потребительской электроники CES-2016 полностью гибкий OLED-дисплей с диагональю 18,1 дюйма. На сегодняшний день это максимальный показатель для подобных устройств.

На основе прототипов гибких дисплеев LG специалисты Королевского исследовательского университета Канады разработали полнофункциональный прототип смартфона ReFlex, в котором его упругость используется для управления: сгибая смартфон можно взаимодействовать с приложениями, перелистывать страницы, выполнять другие действия. Новый интерфейс получил название Eyes Free Navigation.

Сейчас прилагаются значительные усилия для разработки гибких компонентов для электроники, однако серьезными успехами могут похвастаться отнюдь не многие. Чем же привлекает девелоперов данное направление? Для стационарной электроники достаточно жестких изогнутых экранов. Сферой применения изогнутых дисплеев станут приборные доски и интерьер салонов автомобилей, а наиболее привлекательный сегмент — быстро развивающийся рынок носимой электроники. Уже в ближайшем будущем благодаря умным часам, браслетам, встроенной в одежду электронике гибкие устройства получат широкое распространение.

Опубликовано: ”Белорусы и рынок” № 7 (1189) 27 февраля - 4 марта 2016 г.

Поехали, робот!

  Алексей КУТОВЕНКО Распространения роботизированного транспорта можно ожидать уже в самое ближайшее время. Впрочем, как и любая новая тех...