суббота, 23 апреля 2016 г.

Интернет-­видео теснит кинопрокат

 

Алексей КУТОВЕНКО

Технология «видео по запросу», или доставка медиаконтента зрителям через Интернет, становится популярнее и постепенно теснит привычные телевидение и кинопрокат.

Основной двигатель рынка — возможность заработать. Для проектов, предоставляющих видео по запросу, основной проблемой является именно монетизация, то есть возможность вернуть средства, потраченные на покупку лицензий и создание сервисов. Сейчас есть четыре варианта решения данной проблемы.

Первый вариант — сопровождающая просмотр реклама. Она не требует от пользователей внесения прямых платежей, видео остается для них «бесплатным». Это наиболее распространенный вариант. Как ожидается, в ближайшие пять лет реклама будет приносить наибольший доход, даже несмотря на то что ее доля постепенно снижается. Мы уже видим белорусскую видеорекламу на YouTube, и такая практика будет только расширяться.

Кино с доставкой на дом — это максимально комфортный вариант

Второй вариант — приобретение копии видеофайла. Схема покупки понятна потребителям, однако вызывает наибольшие опасения у правообладателей, поскольку временной промежуток от появления в Сети легального контента, даже защищенного, до его выкладки на пиратских ресурсах нередко исчисляется считанными часами.

В нашей стране уже доступны и международные платформы. Указание цен в белорусских рублях на сервисе «Google Фильмы» — тому прямое подтверждение.

Вариант платы за просмотры, аренда доступа к файлу на определенный срок ведут родословную от классического видеопроката. Данная модель позволяет контролировать контент, однако не всегда удобна пользователям, особенно коллекционерам фильмов.

В последнем случае вариант подписки на неограниченный доступ к онлайн-медиатеке является удачным компромиссом: поставщики получают прогнозируемые постоянные доходы, а потребители — удобство и минимум ограничений. Эта модель применяется как для кино, так и для телевещания.

Представлены все. Ключевые участники рынка — онлайн-­кинотеатры, телеканалы и платформы цифровой дистрибуции. Все они так или иначе представлены на нашем рынке.

Интернет-телевидение, привязанное к определенному провайдеру, не новинка в Беларуси: пример — сервис ZALA. Основная тенденция развития онлайн-кинотеатров, предлагающих каталоги фильмов, — снижение значения сайтов и возрастающее внимание к SmartTV и мобильным платформам.

Отметим, что ожидать экспансии на наш рынок крупных зарубежных сервисов, вероятнее всего, не стоит: в роли барьера выступает необходимость адаптации контента и дубляжа на государственные языки Беларуси. Пример — Netflix, один из крупнейших мировых онлайн-кинотеатров, который с января доступен в нашей стране. Его появление можно назвать формальным стартом, поскольку адаптация контента под отечественный рынок не проводилась.

Белорусам доступны платформы цифровой дистрибуции iTunes и Google Play — крупные агрегаторы контента. Относительно недавно появилось белорусское отделение YouTube. Это означает, что теперь отечественным производителям медиаконтента доступны возможности платного YouTube, организация закрытых платных каналов, а также размещение видеорекламы среди роликов обычного бесплатного контента.

Залог успеха. Сервисы легального видео конкурируют не только друг с другом, но и с пиратскими ресурсами. Главное оружие операторов легального контента — предоставление материалов наилучшего качества и комфортный просмотр. Это накладывает большую ответственность на разработчиков соответствующих медиасервисов. Любые сбои, накладки, трудности с оплатой существенно влияют на лояльность потребителей.

Второе слагаемое успеха — каталог доступного контента. Конкурировать с пиратами и соцсетями трудно. Большинство пользователей пока не задумываются о легальности видео. В идеале онлайновые сервисы хотели бы демонстрировать премьеры одновременно с кинотеатрами, однако кинопроизводители консервативны и не хотят подрывать прокат. Остается надежда на ужесточение законодательных мер борьбы с пиратством.

Дело за контентом. Как отмечалось выше, с технической точки зрения ведущей мировой тенденцией является снижение роли персональных компьютеров и возрастающее внимание к SmartTV и гаджетам, что является естественным следствием сжатия рынка первых и расширения — вторых и третьих. Наиболее привлекательной платформой, сочетающей в себе удобство для пользователей и хорошие возможности для отсечения пиратского контента, является SmartTV. Растет доля просмотров легального видео на смартфонах, для планшетов же она остается стабильной.

Интересны прогнозы развития близкого нам российского рынка. Вопреки расхожему мнению, позиции легального контента на нем постоянно укреплялись, и к 2014 году этот рынок стал одним из самых крупных в Европе.

По оценкам аналитической компании J’son & Partners Consulting, в ближайшей перспективе российский рынок легального сетевого видео будет расти в среднем на 14 % в год. Ожидается увеличение объемов видеорекламы на сетевых и мобильных платформах.

Во многом данный прогноз применим и к Беларуси. Особенность отечественного рынка в том, что по сравнению с медиа­продукцией, производимой российской кино- и телеиндустрией, собственного контента у нас практически нет. В результате старт крупных проектов формата онлайн-кинотеатров или платформ цифровой дистрибуции в Беларуси маловероятен. Местные авторы и студии, скорее всего, будут пользоваться действующими платформами, охватывающими значительную аудиторию и осуществляющими локализацию и таргетинг.

Опубликовано: “Белорусы и рынок” № 14 (1196) 16 - 23 апреля 2016 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поехали, робот!

  Алексей КУТОВЕНКО Распространения роботизированного транспорта можно ожидать уже в самое ближайшее время. Впрочем, как и любая новая тех...