Алексей КУТОВЕНКО
На зарождающийся рынок робомобилей выходят как крупные автомобилестроительные компании, так и новички из сферы IT. Примечательно, что для достижения поставленной цели они придерживаются разных стратегий.
Наиболее близки к серийному воплощению разработки Tesla Motors и Google. Интерес к данному направлению проявляет и Apple. Все названные компании либо только недавно вышли на автомобильный рынок, либо вообще никогда не занимались подобными разработками. Их конкурентная стратегия построена на убежденности в неизбежном широком распространении робомобилей, а также в том, что достигнуть результата можно только путем резкого качественного рывка.
Бизнесмены не скупятся на громкие заявления. Так, сооснователь Apple Стив Возняк утверждает, что роботы заменят людей-водителей в течение ближайших 20 лет. В качестве стратегических союзников разработчиков робомобилей он называет страховые компании, заинтересованные в повышении безопасности движения.
Необходимость качественного скачка обусловлена тем, что в идеале для достижения новых потребительских качеств пассажир такого автомобиля не должен вмешиваться в работу автопилота. Вмешательство неприемлемо, даже если коррекция требуется всего несколько раз в час, поскольку время внесения изменений является окном для возникновения аварийной ситуации.
Требованиям рынка робот-автомобиль сможет соответствовать только тогда, когда он будет не менее надежным, чем человек за рулем (с точки зрения вероятности участия в дорожно-транспортном происшествии). Иными словами, если его нужно поправлять не пару раз в час, а раз в несколько лет.
Для проектов, разрабатываемых традиционными автомобильными компаниями, характерна другая стратегия — постепенное развитие автопилотируемых систем. По мнению производителей, даже если автопилот хотя бы частично снижает нагрузку на водителя, он уже заслуживает внедрения.
Типичным примером такого проекта является представленная в октябре разработка компании Nissan: прототип автомобиля, оснащенного системой автоматического вождения Piloted Drive 1.0. Она смонтирована на базе серийного электромобиля Nissan LEAF. Для получения информации о ситуации на дороге используется значительное количество сенсоров: видеокамеры, лазерные сканеры, радары и ультразвуковые датчики. Система позволяет центральному компьютеру с высокой точностью моделировать окружающее пространство и самостоятельно управлять автомобилем. Сейчас Piloted Drive 1.0 доступны такие маневры, как смена полос движения, обгон, вхождение в основной поток с прилегающей дороги, автоматическая остановка на запрещающий сигнал светофора и др.
Компания планирует поэтапно внедрять данные технологии и в серийные автомобили собственного производства. Сначала машины будут оснащаться средствами автоматической парковки и алгоритмами самостоятельного движения в пробках. Предполагается, что к 2020 году полноценный автопилот от Nissan будет доступен на рынке.
Чья стратегия окажется выигрышной?
Не стоит забывать, что создание хорошего автомобиля-робота не только решение задач, связанных с сенсорами и программным обеспечением. Это прежде всего сам автомобиль-база, являющийся специфическим инженерным объектом. Поэтому у IT-компаний могут возникнуть вполне традиционные проблемы, для решения которых у них, в отличие от гигантов автопрома, недостаточно опыта.
На данный аспект можно закрыть глаза при испытании единичных прототипов, но не при выпуске серийной продукции. Если IT-компаниям не удастся совершить революционный скачок или если они столкнутся с проблемами, не относящимися непосредственно к автопилотам, то новички из сферы IT неизбежно придут к модели постепенного развития робомобилей. В таком случае традиционные автопроизводители получат преимущество уже хотя бы потому, что они раньше ступили на путь постепенных преобразований.
Опубликовано: “Белорусы и рынок” № 45 (1178) 28 ноября - 4 декабря 2015 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий