Алексей КУТОВЕНКО
Платформа BUSonline, которая позволяет внедрять беспроводной Интернет в пассажирском транспорте, была представлена на выставке TIBO2016.
Сейчас, чтобы войти в Сеть во время поездки в общественном транспорте, мы используем мобильный трафик сотовых операторов. Такое соединение не всегда характеризуется стабильностью и высокой скоростью, а при междугородних поездках связь нередко обрывается вовсе.
Одно из простых решений проблемы — размещение в салоне транспортного средства точки доступа Wi-Fi, которая станет посредником между устройствами пассажиров и скоростным беспроводным подключением провайдера, обеспечит повышенную надежность и скорость обмена данными.
Построенную по такому принципу платформу BUS-online продемонстрировали китайская компания Huawei и белорусский оператор beCloud на выставке TIBO-2016. Разработчиком системы является Huawei, beCloud отвечает за доступ к Сети. Отметим, что для китайской компании это отработанная технология и знакомая сфера приложения усилий: BUS-online уже несколько лет на рынке, ее применяют в Поднебесной и Испании.
Для подключения к Интернету предлагается использовать принадлежащую beCloud сеть поколения LTE Advanced (4G) с достаточными для комфортной работы характеристиками. К сожалению, пока технология LTE Advanced доступна только в столице, но с расширением сети возможности использования скоростного Интернета на ходу могут появиться и в других городах Беларуси.
BUS-online — многофункциональное решение. Система обеспечивает одновременное подключение до 60 мобильных устройств, а также отслеживание местоположения автобуса по GPS и сервис удаленного видеонаблюдения за происходящим в салоне. Максимальная скорость передачи данных — до 300 Мбит/с. Управление всей системой возлагается на единую платформу контроля в опорной сети beCloud.
Технические возможности для реализации проекта есть, однако в этом должны быть заинтересованы и транспортники. Какова коммерческая привлекательность решения? Обратимся к мировому опыту.
Один из наиболее распространенных вариантов монетизации подобных услуг — привлечение клиентов благодаря созданию в транспортном средстве более комфортных условий. Это актуально в первую очередь в условиях конкуренции перевозчиков. Сочтут ли комфорт необходимым инструментом привлечения пассажиров в Беларуси — вопрос открытый. Шестьдесят абонентов — это не маршрутка, а полноценный автобус, который использует «Минсктранс».
Возможно, BUS-online покажется привлекательным для специальных маршрутов, например для экскурсионных автобусов. Такие решения использовались для обслуживания различных крупных мероприятий. В частности, в 2012 году, во время лондонской Олимпиады, бесплатный Wi-Fi в общественном транспорте предлагал оператор Virgin Media.
Междугородние перевозки в этом плане более интересны, однако ограничителем выступает охват опорной сети LTE Advanced, который пока невелик.
Второй вариант — прямая оплата услуги пассажирами. В том же Лондоне уже через год после «олимпийского» проекта Virgin Media доступ в сеть стал платным (варианты подписки — на день, неделю или месяц).
Третья модель — рекламная. Ее применили в московском метро. Сразу после подключения к сети абонент обязательно смотрит рекламный ролик. Отключить видеорекламу можно, если оформить платную подписку.
Технологии Wi-Fi-доступа в городском транспорте молоды даже в мировом масштабе. Еще не все технические проблемы решены, идет поиск рецептов успешной коммерциализации. Вольется ли в этот процесс Минск и какие решения будут внедрены у нас, покажет ближайшее будущее.
Справка «БР»
Государственная комиссия по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь 7 апреля внесла изменения в порядок функционирования WiFi, и теперь данная технология может использоваться внутри зданий и сооружений, а также транспортных средств.
Опубликовано: “Белорусы и рынок” № 16 (1198) 1 - 7 мая 2016 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий