суббота, 23 апреля 2016 г.

Интернет-­видео теснит кинопрокат

 

Алексей КУТОВЕНКО

Технология «видео по запросу», или доставка медиаконтента зрителям через Интернет, становится популярнее и постепенно теснит привычные телевидение и кинопрокат.

Основной двигатель рынка — возможность заработать. Для проектов, предоставляющих видео по запросу, основной проблемой является именно монетизация, то есть возможность вернуть средства, потраченные на покупку лицензий и создание сервисов. Сейчас есть четыре варианта решения данной проблемы.

Первый вариант — сопровождающая просмотр реклама. Она не требует от пользователей внесения прямых платежей, видео остается для них «бесплатным». Это наиболее распространенный вариант. Как ожидается, в ближайшие пять лет реклама будет приносить наибольший доход, даже несмотря на то что ее доля постепенно снижается. Мы уже видим белорусскую видеорекламу на YouTube, и такая практика будет только расширяться.

Кино с доставкой на дом — это максимально комфортный вариант

Второй вариант — приобретение копии видеофайла. Схема покупки понятна потребителям, однако вызывает наибольшие опасения у правообладателей, поскольку временной промежуток от появления в Сети легального контента, даже защищенного, до его выкладки на пиратских ресурсах нередко исчисляется считанными часами.

В нашей стране уже доступны и международные платформы. Указание цен в белорусских рублях на сервисе «Google Фильмы» — тому прямое подтверждение.

Вариант платы за просмотры, аренда доступа к файлу на определенный срок ведут родословную от классического видеопроката. Данная модель позволяет контролировать контент, однако не всегда удобна пользователям, особенно коллекционерам фильмов.

В последнем случае вариант подписки на неограниченный доступ к онлайн-медиатеке является удачным компромиссом: поставщики получают прогнозируемые постоянные доходы, а потребители — удобство и минимум ограничений. Эта модель применяется как для кино, так и для телевещания.

Представлены все. Ключевые участники рынка — онлайн-­кинотеатры, телеканалы и платформы цифровой дистрибуции. Все они так или иначе представлены на нашем рынке.

Интернет-телевидение, привязанное к определенному провайдеру, не новинка в Беларуси: пример — сервис ZALA. Основная тенденция развития онлайн-кинотеатров, предлагающих каталоги фильмов, — снижение значения сайтов и возрастающее внимание к SmartTV и мобильным платформам.

Отметим, что ожидать экспансии на наш рынок крупных зарубежных сервисов, вероятнее всего, не стоит: в роли барьера выступает необходимость адаптации контента и дубляжа на государственные языки Беларуси. Пример — Netflix, один из крупнейших мировых онлайн-кинотеатров, который с января доступен в нашей стране. Его появление можно назвать формальным стартом, поскольку адаптация контента под отечественный рынок не проводилась.

Белорусам доступны платформы цифровой дистрибуции iTunes и Google Play — крупные агрегаторы контента. Относительно недавно появилось белорусское отделение YouTube. Это означает, что теперь отечественным производителям медиаконтента доступны возможности платного YouTube, организация закрытых платных каналов, а также размещение видеорекламы среди роликов обычного бесплатного контента.

Залог успеха. Сервисы легального видео конкурируют не только друг с другом, но и с пиратскими ресурсами. Главное оружие операторов легального контента — предоставление материалов наилучшего качества и комфортный просмотр. Это накладывает большую ответственность на разработчиков соответствующих медиасервисов. Любые сбои, накладки, трудности с оплатой существенно влияют на лояльность потребителей.

Второе слагаемое успеха — каталог доступного контента. Конкурировать с пиратами и соцсетями трудно. Большинство пользователей пока не задумываются о легальности видео. В идеале онлайновые сервисы хотели бы демонстрировать премьеры одновременно с кинотеатрами, однако кинопроизводители консервативны и не хотят подрывать прокат. Остается надежда на ужесточение законодательных мер борьбы с пиратством.

Дело за контентом. Как отмечалось выше, с технической точки зрения ведущей мировой тенденцией является снижение роли персональных компьютеров и возрастающее внимание к SmartTV и гаджетам, что является естественным следствием сжатия рынка первых и расширения — вторых и третьих. Наиболее привлекательной платформой, сочетающей в себе удобство для пользователей и хорошие возможности для отсечения пиратского контента, является SmartTV. Растет доля просмотров легального видео на смартфонах, для планшетов же она остается стабильной.

Интересны прогнозы развития близкого нам российского рынка. Вопреки расхожему мнению, позиции легального контента на нем постоянно укреплялись, и к 2014 году этот рынок стал одним из самых крупных в Европе.

По оценкам аналитической компании J’son & Partners Consulting, в ближайшей перспективе российский рынок легального сетевого видео будет расти в среднем на 14 % в год. Ожидается увеличение объемов видеорекламы на сетевых и мобильных платформах.

Во многом данный прогноз применим и к Беларуси. Особенность отечественного рынка в том, что по сравнению с медиа­продукцией, производимой российской кино- и телеиндустрией, собственного контента у нас практически нет. В результате старт крупных проектов формата онлайн-кинотеатров или платформ цифровой дистрибуции в Беларуси маловероятен. Местные авторы и студии, скорее всего, будут пользоваться действующими платформами, охватывающими значительную аудиторию и осуществляющими локализацию и таргетинг.

Опубликовано: “Белорусы и рынок” № 14 (1196) 16 - 23 апреля 2016 г.

пятница, 15 апреля 2016 г.

Компьютер становится пережитком

 

Алексей КУТОВЕНКО

Настольный компьютер имеет немало преимуществ, но массовый потребитель ценит их все меньше.

Настольный компьютер имеет немало преимуществ, но массовый потребитель ценит их все меньше.

Продажи компьютерных комплектующих на мировом рынке продолжают падать. Аналитическая компания IDC констатировала снижение на 10 % продаж персональных компьютеров в IV квартале 2015 года. Тенденция сохраняется и в нынешнем году.

Одним из наиболее информативных индикаторов состояния подотрасли является рынок материнских плат. Они служат основой для сборки персональных компьютеров как частными пользователями, так и компаниями-производителями. По оценке тайваньского портала DigiTimes, специализирующегося на розничном рынке комплектующих, в 2015 году продажи материнских плат упали на 21,7 %.

Продажи снизились неравномерно: у лидеров рынка, компаний ASUSTeK Computer и Gigabyte Technology, сосредоточившихся на продуктах среднего и высокопроизводительного сегментов, объемы реализации сократились на 10 %, тогда как менее крупные фирмы, особенно сделавшие ставку на бюджетные решения, понесли куда более серьезные потери. При этом спрос на недорогие комплектующие по-прежнему значительный, однако их производство не приносит ощутимой выгоды, по крайней мере при нынешних технологиях и маркетинговой политике.

Прогноз на первую половину 2016 года остается негативным. Надежды на оживление рынка комплектующих связывались с выходом платформы Intel Skylake, которая должна была подвигнуть покупателей на обновление компьютерного парка. Сегодня уже можно констатировать, что расчеты производителей не оправдались. Более того, Intel перенесла выход обновленной платформы Kaby Lake со II на III квартал 2016 года, что немедля повлекло за собой снижение планов производства комплектующих на II квартал. Также был отложен выход ранее анонсированных новинок.

Заметим, что даже Intel испытывает определенные затруднения со сбытом: продажи ниже прогнозов, образовались запасы продукции на складах, приходится сокращать производство. Все это уже привело к коррекции планов корпорации относительно модернизации фабрик и ввода в строй новых мощностей.

Впрочем, данные меры не касаются платформы Skylake, поскольку сокращается производство более старых продуктов. Зато спрос на новейшие процессоры Core i7, по сообщениям Intel, постоянно обновляет рекорд. Отладка техпроцесса и увеличение объемов выпуска позволили снизить цены на ряд моделей. Кроме того, корпорация делает ставку на широкий продуктовый ряд, предпочитая не снижать цены, а предлагать потребителям точечный выбор для решения различных задач.

Главной надеждой и оплотом ПК как платформы остается корпоративный рынок. Несмотря на использование планшетов и смартфонов рядовыми пользователями, полный отказ от персональных компьютеров — редкое явление. Именно корпоративные заказы поддерживают продажи компьютеров и уже к концу года, по мнению аналитиков IDC, могут стать драйвером роста рынка. Обновлению компьютерного парка может поспособствовать и массовый переход традиционно осторожных корпоративных клиентов на Windows 10. После выхода на рынок этой операционной системы прошло уже достаточно времени для ее тестирования и пробной эксплуатации.

Опубликовано: “Белорусы и рынок” № 13 (1195) 9 - 15 апреля 2016 г.

«Большие переводы» для международного бизнеса

 

Алексей КУТОВЕНКО

Сломать языковые барьеры человечество мечтает со времен строительства Вавилонской башни.

Сломать языковые барьеры человечество мечтает со времен строительства Вавилонской башни.

В глобальной экономике спрос на переводческие услуги растет. Удовлетворить их способны новые технологические решения.

В них нуждается, в частности, электронная торговля, ориентированная на работу с клиентами из десятков стран мира. Такие крупные интернет-площадки, как китайская Alibaba и индийская Flipkart, ежегодно прирастают на десятки процентов и заинтересованы в национальных рынках. Оперативный перевод востребован новостными ресурсами, а также при продвижении бизнеса в социальных сетях.

Традиционные варианты оказания переводческих услуг недостаточно быстрые и массовые. Как следствие, иноязычные рынки в большинстве случаев оказываются за пределами внимания покупателей, а бизнес теряет прибыль. Маркетинг в мировом масштабе становится слишком сложным и дорогим.

Очевидное решение — применение информационных технологий. Прогресс в данной области очевиден, а соответствующие автоматизированные системы непрерывно совершенствуются. Из недавних примеров отметим внедрение режима машинного перевода в мессенджер Skype. Тем не менее даже лучшие автоматизированные системы сложны, дают весьма скромный результат (прежде всего это касается не самых распространенных языков) и, разумеется, очень дороги.

В такой ситуации специалисты нередко обращают внимание на альтернативные подходы, например на концепцию Big Translations. Ее суть в опоре на мобильные приложения и в привлечении к переводу различных сообществ пользователей, что обеспечивает доступность и масштабируемость системы.

Сегодня около половины жителей Земли говорят как минимум на двух языках. Именно на эту половину и предлагает опереться Big Translations. Ожидается, что к 2020 году на планете будет около 6 млрд владельцев смартфонов. Если хотя бы десятая часть из них объединится в сеть добровольных переводчиков, то возможности новой системы значительно превзойдут мощности машинных платформ.

Сейчас проекты «социального» перевода находятся на ранней стадии развития. Следовательно, на рынок могут выйти новые компании, да и перспективы данного IT-направления весьма оптимистичны. Вряд ли технологии машинного и «социального» перевода вытеснят друг друга, наиболее вероятным выглядит вариант взаимодействия обеих систем. Потенциально прибыльные области, в которых могут применяться альтернативные технологии, — это зачастую перегруженные идиомами и просто ошибками новостные сообщения в социальных сетях и микроблогах, расшифровка речи в видеозаписях и ее перевод в субтитры на разных языках.

Пример реализации идеи «социального» перевода — проект Bridge, разрабатываемый группой Meedan Labs для платформы iOS. Это мобильное приложение предназначено для организации массовых переводов сообщений из новостных лент Facebook и Twitter. Как планируется, в ближайшей перспективе Bridge сможет поддерживать и популярную китайскую социальную сеть Sina Weibo. Сейчас участники сообщества переводят тексты на английский, арабский, испанский и португальский языки. Кроме того, предполагается внедрение системы заказа работ сетевым переводчикам и расчетов с ними.

Опубликовано: “Белорусы и рынок” № 13 (1195) 9 - 15 апреля 2016 г.

суббота, 2 апреля 2016 г.

Игры в роботов по-­американски

 

Алексей КУТОВЕНКО

Интерес детей к роботам гарантирован. Задача — сохранить его.

Дефицит кадров, наблюдающийся сегодня в сфере робототехники, будет только расти. Разумное решение проблемы — популяризация технического образования, привлечение к робототехнике детей. Большой опыт реализации подобных программ накоплен в США.

Данный вопрос — часть общей проблемы трансформации образования в современном мире. Чтобы завтра в стране работало достаточное количество конкурентоспособных специалистов, необходимо инвестировать в их обучение уже сегодня, в том числе в детское техническое творчество.

Проблемы и решения

Все более популярной в мире становится аббревиатура STEM (Science, Technology, Engineering, Math), обозначающая комплекс учебных предметов, которые у нас принято называть научными и техническими дисциплинами.

Одна из серьезных проблем обучения — абстрактный характер таких дисциплин. Робототехника же позволяет визуализировать научные концепции: они становятся понятнее, привлекательнее, и дети не бросают заниматься изучением техники в самом начале пути. Как отмечают американские специалисты, на привлечение детей к робототехнике уже двадцать лет работают масс-медиа, киноиндустрия и сфера развлечений, в которой роботы — частые персонажи.

Сейчас активно формируется общая среда, способствующая техническому творчеству. Достаточно посмотреть на растущий ассортимент хобби-конструкторов, позволяющих собирать роботов. Идет поиск и в сегменте школьного обучения, предусматривающий построение четкой образовательной системы, последовательно пройдя по всем ступеням которой ребенок сможет стать востребованным специалистом в будущем.

Методики вовлечения

Наиболее эффективной признана проектная работа в составе малых групп. В качестве технической базы лучше всего зарекомендовали себя упрощенные платформы, разработанные для иллюстрации конкретных задач и в обязательном порядке снабженные методическими материалами.

Для привлечения детей важны «впечатляющие демонстрации» с участием роботов, именно они пробуждают первоначальный интерес. В данном случае широко применяются технологии дополненной реальности, используются манипуляторы Kinect, сенсорные перчатки, планшеты, смартфоны. Затем детям предлагается воспроизвести увиденное и с помощью конструкторов решить новые задачи. В дальнейшем наблюдается эффект снежного кома: новичков привлекают успехи, которых достигли более старшие участники проектов.

Впрочем, не все так радужно. Основные трудности, которые возникают перед будущими конструкторами и становятся причиной отказа от продолжения обучения, — слишком длительные проекты и смена версий платформ и программного обеспечения в ходе реализации проектов.

Конструкторы и педагогические платформы

Как показывает опыт, только набора-конструктора, даже очень хорошего, для успеха организованного обучения недостаточно. Требуется выверенная программа, системно раскрывающая перспективы.

Сегодня в школах применяют продукцию Lego, Pitsco, однако особого упоминания заслуживают прежде всего платформы RobotsLab и VEX Robotics, выстроенные именно в рамках комплексной модели обучения. Первая из них предлагает специально разработанный комплект для школ, который включает квадрокоптер, манипулятор «механическая рука», несколько роботов попроще и планшет с программами управления. Для комплекта разработаны методики обучения, в рамках которых ученики знакомятся, в частности, с линейными и квадратичными уравнениями, другими математическими функциями. Общая идея применяемой RobotsLab методики состоит в том, что сначала дети вовлекаются в процесс управления роботом, квадрокоптером, а затем планомерно подводятся к алгоритмическим задачам, благодаря решению которых робот сможет выполнять те или иные действия самостоятельно.

Методики базируются на модели проектного обучения. Например, на основе истории марсианских «роверов» NASA проводятся занятия по программированию робота, собирающего шары определенного цвета. В последние версии комплекта RobotsLab добавлены 3D-принтеры, а в методические разработки включены уроки, на которых новый робот печатается полностью, за исключением микропроцессорной начинки.

Компания VEX Robotics также ориентируется на школы и продает образовательные платформы, в которые входят как наборы для создания роботов, так и готовые методики обучения. Для вов­лечения детей в техническое творчество постоянно проводятся соревнования. По оценкам компании, в 2015 году ее продуктами воспользовались полмиллиона школьников, а в организованных состязаниях приняли участие 15 тыс. человек из 29 стран. Подход оправдывает себя: согласно результатам проведенных VEX Robotics опросов, 75 % киберспортсменов планируют продолжить обучение в технических вузах, а 89 % видят свое будущее рабочее место в компаниях, связанных с робототехникой.

Корпорации и господдержка

Если говорить о системной организации детского STEM-обучения, то в США пытаются выстраивать длительные траектории, стартующие в начальной школе и ведущие в отраслевой колледж. На эти программы выделяются и государственные средства. Так, уже несколько лет действует система грантов Министерства обороны США. В ее рамках средства на развитие робототехнических программ получают даже региональные учебные заведения. Одно из условий предоставления гранта: обучение должно быть рассчитано на продвижение ученика от начальной школы до высшей.

Несравнимо большие средства на развитие робототехники получают вузы. Например, с 2013 года в штате Огайо консорциум RAMTEC, объединяющий три университета, привлек на эти цели 14,9 млн долларов.

Поддерживают образование и крупные корпорации. Однако они также предпочитают работать на уровне высшей школы, организуя центры обучения, цель которых — привлекать студентов к промышленному роботостроению, и выплачивая стипендии. В частности, активно действует в этом направлении Toyota.

Опубликовано: “Белорусы и рынок” № 11 (1193) 26 марта - 1 апреля 2016 г.

Поехали, робот!

  Алексей КУТОВЕНКО Распространения роботизированного транспорта можно ожидать уже в самое ближайшее время. Впрочем, как и любая новая тех...