Алексей КУТОВЕНКО
Отрасль в целом сохранила свои позиции, хотя 2015 год был вовсе не простым. В деятельности белорусских IT-компаний четко выделяются два направления: работа на аутсорсинг и выпуск собственных продуктов.
Первое (создаваемый софт решает задачи, поставленные заказчиком) в большей степени зависит от внешних условий. Количество заказов, основной поток которых направляется с Запада, может колебаться. Повысить цены на ПО непросто, ведь за заказы приходится бороться в том числе с многочисленными азиатскими разработчиками, предлагающими недорогие продукты.
У проектов, реализованных на собственных оригинальных разработках и продуктах, потолка прибыли как такового нет: всегда есть шанс угадать тренд и создать многомиллионный бизнес. Однако и риск неудачи в этом IT-сегменте намного выше, на самоокупаемость выходит только небольшой процент разработок.
Внешние условия, сформировавшиеся в 2015 году, нельзя назвать благоприятными. Наибольшие проблемы испытывали компании, сделавшие ставку на российские заказы. Труднее всего пришлось «середнякам», расходы которых выше, чем у мелких разработчиков, а вот хорошего запаса прочности и толстого портфеля заказов, как у крупных IT-компаний, не хватает. В такой ситуации многие фирмы предпочли сосредоточиться на сохранении имеющегося и отложили в сторону планы по расширению и развитию.
В то же время наблюдается рост миграции в Беларусь специалистов из России и Украины. За год крупные белорусские фирмы привлекли немало сотрудников из-за рубежа. Заметную роль в этом сыграла отечественная традиция фиксирования зарплат в долларовом эквиваленте. Увеличилось и количество офисов белорусских софт-фирм в странах Европы.
Поводов для беспокойства хватало и внутри страны. Резонансный процесс над IT-бизнесменом Алексеем Комком, арест Виктора Прокопени придали 2015 году оттенок скандальности. Пожалуй, наиболее значимым событием могла стать попытка сокращения льгот для представителей Парка высоких технологий (ПВТ): трехкратное увеличение платежей в ФЗСН и повышение на 1 % подоходного налога. Несмотря на то, что в итоге государство отказалось от своих намерений, некоторое напряжение в отрасли, привыкшей к сложившимся правилам игры, осталось.
Впрочем, на собственно деловую сторону белорусской IT-сферы данные события существенно не повлияли. Окончательные итоги деятельности ПВТ во второй половине 2015 года еще будут подведены, однако сомневаться в том, что они будут положительными, не приходится: по итогам первого полугодия-2015 зафиксирован рост на треть по сравнению с аналогичным периодом 2014-го.
2015 год был ознаменован рядом успехов белорусских стартапов. Нельзя не порадоваться достижениям белорусов, создавших оригинальные продукты и выигравших ряд престижных конкурсов. Вспомним нашумевшие NWave и Kino-mo, а также проекты, например PandaDoc, которые реже упоминались в СМИ, но создали конкурентоспособные продукты и получили значительные инвестиции на развитие.
В Беларуси заметно возросла активность, связанная с поддержкой стартапов. Хакатоны, конференции и другие мероприятия проводятся с завидной регулярностью. В нынешнем году должен открыться ориентированный на поддержку стартапов бизнес-инкубатор ПВТ.
Однако реальность такова, что белорусские стартапы — это тоже экспортный товар. Наш внутренний рынок объективно мал, поэтому амбициозные проекты сразу включаются в международную конкуренцию. Как следствие, «выстрелив» у нас, команда удачного стартапа с очень большой вероятностью станет фирмой уже за рубежом.
С точки зрения потребителя наиболее интересные события происходили вокруг белорусского Интернета: строились новые центры обработки данных, широко внедрялись системы бесконтактных платежей и другие бизнес-технологии, связанные с передачей данных через сети. В стране стартовала коммерческая эксплуатация высокоскоростной мобильной технологии LTE Advanced (4G). По данным Минсвязи, вдвое увеличилось количество абонентов, подключенных к Интернету по оптоволоконной технологии GPON. Появился кириллический домен.бел, а на youtube.by — белорусская видеореклама.
Отдельной темой, которая получит продолжение в наступившем году, стало усиление контроля за использованием глобальных сетей со стороны государственных органов. С 1 января 2016 года белорусские провайдеры обязаны фиксировать и хранить данные о сайтах, которые посещают пользователи, и объемах переданных во время сеансов связи данных. В 2015-м шла активная техническая подготовка: в частности, разрабатывалась система автоматического поиска прокси-серверов, предназначенных для анонимизации интернет-трафика. О последствиях внедрения этой новации говорить пока рано, однако в скором времени они непременно будут обсуждаться.
Опубликовано: “Белорусы и рынок” № 1 (1183) 16 - 22 января 2016 г.